Content and Language Integrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение или сокращенно CLIL – один из самых интересных и распространенных в последнее время подходов к обучению иностранному (английскому) языку. CLIL как термин был сформулирован Дэвидом Маршалом в 1994 году, хотя на самом деле этот метод используется с древних времен, и на данный момент многие преподаватели используют его на своих уроках.
Ключевые принципы подхода предметно-языкового интегрированного обучения базируются на двух основных понятиях – «язык» и «интеграция». CLIL условно делят на hard CLIL и soft CLIL. Hard CLIL означает, что любой школьный предмет может проходить на английском языке (при условии, что он является L2* для учащихся). В ходе такого урока ученики исследуют географию, литературу, биологию, физику или даже спортивные игры посредством иностранного языка. Преподаватели английского языка используют soft CLIL, их задача состоит в обратном: изучить иностранный язык используя темы и материалы из других предметов.
Конечно, в рамках языковых курсов или общеобразовательной школы организовать полное изучение предметов на английском довольно сложно, но элементы методики CLIL в уроки английского внедряются невероятно успешно. Например, на одном занятии дети узнают про историю средневековой Англии, отрабатывая при этом прошедшее время, на другом — ставят несложный физический эксперимент и обсуждают его, используя степени сравнения прилагательных; малыши, изучая цвета, смешивают краски и узнают, сколько разных цветов получается из всего трех — красного, желтого и синего.
Зачем это нужно?
Можно ведь просто учить английский отдельно, а биологию — отдельно. Но комбинированные уроки существенно повышают у детей и подростков мотивацию к изучению языка. Детям часто бывает трудно понять необходимость изучения английского. Они, конечно, знают, что он пригодится им когда-нибудь в будущем, но это такая смутно-отдаленная перспектива, что она не всегда достаточно мотивирует, чтобы прикладывать усилия к изучению языка прямо сейчас.
Во-вторых, на уроке, где применяются технологии CLIL, язык выступает уже не целью, а средством изучения другого предмета, то есть ученики видят, что с помощью английского можно узнавать новую интересную информацию. Изучение языка сразу становится более осмысленным, ведь он используется для решения конкретных задач здесь и сейчас.
Примечания: *L2 (второй язык) – это язык, который изучается человеком естественным образом или с помощью специального обучения, после освоения родного языка **content (контент) - это предметное содержание согласно учебного плана ***communication (коммуникация) – это использование языка и умение договариваться в ходе урока, где задействованы все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование и письмо ****cognition (когниция) – это развитие навыков мышления, понимания, решения проблемных ситуаций *****culture (культура) - способствует межкультурному взаимодействию. при котором язык помогает понимать культуру и менталитет носителей другого языка